"Уж я-то их перевидал на своем веку.
Волос на иной голове столько нету,
сколько их через мои руки перешло"
Дед Щукарь о конях, "Поднятая целина".
О Генрихе Четвёртом, короле Франции, написано кучу и ещё трошки. Нового не скажу, новых поступлений информации о короле, жившем в 16-м веке не ожидается.
Морду лица Бурбона мы видели многократно, она впечатляет и запоминается.
Это мой любимый исторический персонаж, о нём я позволю себе говорить свободно и с подколками, как о старом товарище по юности. Ибо Анриё (Генрих № 4) был большой любитель ржак, приколов, анекдотов, выпить-и-закусить, не стеснялся выкобениваться перед публикой - и это ему удавалось. Король-основателя династии Бурбонов был, я подозреваю, даже матюгальником. Не иначе.
В симпатиях к этому Навварцу замечена не только я, а и Екатерина Великая Алексеевна по мужу "Романова".
Что же такого в этом рыжем носатом колхознике с Пиренейских гор, что я вспоминаю о нём уже в третий раз в этом блоге. Пытаюсь его втюхать вам, как цыгане кобылу Щукарю?
[ Spoiler (click to open)]Тут всё дело и в личности самого Генриха, и в его историческом результате,
и в гугенотах, которыми этот король был декорирован, как стаей ворон. Или галок. Короче, очень чёрных, умных и воинственных птиц.
1. Личность Наваррского я вам показала: очень эмоциональный, шутник, балагур, где-то даже бабник, выпивоха с компанией шумных друзей и ... спаситель Франции. Спаситель страны не обязательно должен быть хмурый мученик, сидящий всю жизнь по тюрьмам, и пишущий там труды-тома говнища, из-за идей которого потом будут целые поколения между собой драться насмерть или очень сильно обзываться. Тут ведь и есть корень слова: плоды твои.
2. Гугеноты. Тут чуть побольше я скажу. Как-бы вам ...
Ходили в чёрном, были хмуры, пели псалмы красиво и многоголосьем. Ибо - горцы. Всё, что вы представили при слове "горцы" - это всё про них. Почти.
Дело в том, что гугеноты - это протестанты в плоскости религии. А горцы - это из-за Пиренейских гор, возле которых было сконцентрировано проживание элиты гугенотов, предводителей дворянства в буквальном смысле. Ну, конечно, не все горцы были гугенотами, как и не все гугики жили в Наварре.
Наварра была отдельным королевством, своим собственным. Ну, насколько это возможно для крошечного королевства. На эту самую Наварру одинаково облизывались соседи: Франция и Испания. Испания себе таки откусила кусочек, отматюкиваясь потом от возмущённых претензий Наваррских королей.
Этот возмутительный факт - со стороны испанских мачо - толкал Наваррских королей в объятья немытых французских королей. Хотя, как утверждают французские короли - немытыми были именно Наваррские. Тут милые семейные споры, интриги, ла-ла-ла, - всё по списку.
Вот всё, что вы себе представили о милых семейно-родственных отношениях соседствующих государств - всё правильно. Ла-ла-ла-ла пели в Наварре о Екатерине Медичи, французской королеве, известно доподлинно. В свою очередь французская королева открывала объятия - мол, мы же братья. Я люблю вас, вы - французы, как и мы.
Я знаю, что вы сейчас подумали о Путине, ибо выработался рефлекс и привычка. Но тут есть разница: французские не считали наваррских братьями. В отличие от. И они это говорили открыто: не братья вы нам, вороны черноплащовые. Это французы - наваррцам.
Так до чого тут гугеноты, спросите вы. А я просто увлеклась рисованием картины : ) Ибо люблю, понимаешь, гугиков времён Генриха Наваррского. От серьёзно!
Ага, дальше. Тут момент: наваррцы говорили по-французски. Ну, почти. Суржик там, нечистая мова, всьо на месте. Язык наваррских гугенотов был скорее похож на латынь. Но с францами они родня. Тут никуда. Тут братья-славяне или как там у них называется.
Наваррцы искали с французами братства, объединения, совместной государственной жизни, ибо вместе мы сила. Ну, и вернуть у Испании кусочек свой обратно.
Объединение всё никак не получалось: они для этого слишком воевали друг с другом. Просто насмерть, просто до крови. В смысле: католики с гугенотами и обратно. И тут получалось неаккуратненько: наваррские воевали с французскими не потому что мова или террористы, а именно из-за сепаратизма. Но - в плоскости веры. Тут ведь, когда вера истинная ... да ещё у всех разная ... сами понимаете - без войны ну никак.
Гугеноты были сепаратисты католических конституционных границ Франции. Они хотели оторвать себе кусок Франции у папы Римского. В виде паствы. Чтоб иметь свой флаг, гимн и президента.
Гимн у гугенотов был красавчик!!! Я люблю его!!! Вот бы послушать, как это звучало! Представьте только себе: горцы со своим многоголосьем, все как один в чёрном и на конях, носатые, остановились и поют среди Пиренеев:
Явись, господь, и дрогнет враг!
Его поглотит вечный мрак.
Суровым будет мщенье.
Всем, кто клянет и гонит нас,
Погибель в этот грозный час
Судило провиденье.
Красиво!
Да, так о чём это я ...
Генрих Наваррский, он же Генрих 4-й, он же Анриё, он же Генрих Бурбон - был президентом гугенотов. Их королем, предводителем, их знаменем и надеждой.
Я потом допишу, а вам покажу как из черепа Анриё восстановили внешний вид моего героя. Как выглядел Бурбон